Previous Entry Share
Travel to Istanbul (Путешествие в Стамбул)
sergej_onyshko

"Стамбул - город контрастов" -эта крылатая фраза прочно укрепилась в памяти советских зрителей из одноимённого фильма-комедии "Бриллиантовая рука". Нам представляется город, в котором легко заблудиться, пройдя по витиеватой улочке и попасть из крупнейшего города мира в среднеазиатский душный переулок

Если Вы хотите экзотики, и в то же время, оказаться в Европе без обременительных визовых мучений - Ваш путь в город Стамбул, добраться в который из Украины можно самолётом за 1,5 часа.  

Подлетая к международному аэропорту Ataturk и делая несколько виражей вокруг, понимаешь, что перед тобой огромный мегаполис с развитой сеткой дорог, путей сообщения и тысячами домов. Выходя по трапу самолёта, я вдохнул свежий морской воздух и решил поискать те самые контрасты из любимого фильма...

Аэропорт и центр города соединены современной автомагистралью, местами проходящей в 30-50 м от набережной, где на аккуратно постриженных лужайках отдыхали местные жители и гости города. Детские площадки, дым от мангалов, шезлонги и резвящаяся ребятня, смешались в цветной маскарад и проносились мимо моего окна. Красиво, подумал я. Мы мчались всё дальше и дальше, но и через 2 км, и через 5 км, за окном была всё та же картина. Ничего себе размахи! При этом я обратил внимание на отсутствие какого-либо мусора и нелицеприятных скоплений пластика и бумаги на зелёной траве. Несколько раз на глаза попадались коммунальщики, аккуратно загружающие чёрные пакеты и машины, моющие асфальтовые дорожки. Одним контрастом меньше -мелькнуло в голове. Во второй половине пути с левой стороны показались стены и укрепления старого города. Вокруг них размещались кафе и рестораны, над стенами ютились виллы с видом на море и пр., и пр. Через пару минут, мы въехали в старый город, и машина поплелась по узеньким улочкам к гостинице. Первое впечатление, как во Львове, однако их тут такое множество и хитросплетение, что я быстро потерял ориентиры и доверился нашему водителю. Его звали Мехмет. Очень доброжелательный и общительный турок. Правда он изъяснялся на английском, и позже, я обратил внимание, что после турецкого, английский и русский языки тут самые распространённые. Мехмет кратко рассказал историю создания городских стен, порекомендовал несколько интересных достопримечательностей, подсказал, как пользоваться наземным метро и через несколько минут, всё с той же обходительностью и учтивостью, помогал выгружать вещи из машины. Спасибо Мехмет! Вот мы и в отеле. Наш отель представлял старое 5-ти этажное здание, коих было в округе не счесть. Кстати, в старой части города, количество гостиниц на квадратный метр, просто зашкаливает, я не припомню такой концентрации ни в каком другом городе мира. Сразу бросилось в глаза, что обслуживающий персонал (кроме горничных), исключительно мужчины, да и в ресторанах такая же ситуация. Делать бизнес, торговаться и заключать сделки с искоркой в глазах -это у турецких мужчин в крови. Расположившись в номере и немного отдохнув, мы вышли прогуляться по городу и зайти в ближайший парк Gulhane park. Пройдя пару кварталов, мы увидели рельсы и через минуту, показался трамвай наземного метро. Он представлял собой сочленённые друг с другом четыре современный вагона, которые бесшумно, как гусеница, выползали из-за поворота. Интересно то, что ширина улиц настолько мала, что в некоторых местах между трамваем и стенкой дома не пройдут и два человека! В особо узких местах, тротуар отделен от рельс заборчиком с защитным стеклом. О том, что это трамвай, догадаться можно только по характерному гудку-трещётке, издаваемому водителем-машинистом при пересечении перекрёстков или разгоняя зевак, стоящих на пути. А то, что это всё-таки метро, можно считать по автоматам с жетонами и турникетам. Вот тебе и контраст... Ну, вот мы и в парке. Всё так же как и на набережной: многолюдно, зелено, шумно и парадоксально чисто. Мы прошлись по аллейкам, дети оседлали каменные скульптуры, попили воды из старинного бювета и подошли к набережной Eminonu, откуда открывался чудесный вид на противоположный берег Karakoy с башней Galata и залив Золотой рог. Мягкое вечернее солнце скользило по крышам и старым стенам, отражалось в сотнях окошек и переливалось миллионами лучиков на волнах Босфора. Впечатляет! Лёгкий ветер развевал ярко-красные турецкие флаги, сосчитать которые не было никакой возможности: большие и малые, крошечные на киосках и огромные на правительственных зданиях, нарисованные на стенах и трубах кораблей, везде патриотичные турки отдают честь своей республике. К концу дня силы стали покидать нас, мы вернулись в отель, решив посетить завтра ближайшие достопримечательности-жемчужины: Археологический музей и дворец Topkapi.

Музей и дворец находятся по соседству и дорога к ним ведёт такими же узенькими улочками. Стоимость посещения музея -20 лир (около 100 грн), ещё 10 лир за аудио-переводчик (такой себе МР3-плеер с наушниками и цифровыми кнопками). Попадая во двор музея, сразу же оказываешься под взглядами античных скульптур и каменных лиц, что выставлены под открытым небом. Размеры павильонов говорят о том, что экспонатов видимо-невидимо. Мы прошли залы с артефактами древнейших эпох, историческими памятниками греческой, римской, византийской империй, отдельный зал с саркофагами и мумиями египетских правителей. Ничего подобного в таком количестве и сочетании я и представить не мог. Через Стамбул проходили пути не только крупнейших империй, но дороги развития человечества. О таком плотном и запутанном клубке историй может мечтать любой археолог или первооткрыватель. Повышенные требования безопасности, никаких бабушек в пенсне, только подтянутые охранники раз за разом курсируют между экспонатами. При этом  никаких проблем, запретов и дополнительных сборов на фотосъёмку. Приятно! Это необходимо только видеть: Каменная резьба по мрамору, глубиной до 40 см, так ваяли древние скульптуры, изготавливая на заказ саркофаг Александра Великого или саркофаг Плачущих дев. Даже не верится и при близком рассмотрении в такой филигранной технике и масштабной задумке автора! Подойдя к наиболее интересному экспонату, вы найдёте табличку с описанием на турецком и английском языках, а рядом трехзначное число, набрав которое на аудио-переводчике, на русском Вам расскажут историю и значение данного объекта. Потратив более 3-х часов на экскурсию, как нельзя, кстати, приходит мысль о том, что всё-таки лучше один раз увидеть! Немного отдохнув, мы направились во дворец. О том, что дворец близко, ты догадываешься по длиннющей очереди в билетные кассы и двум сторожем башням ворот дворца, что виднеются над верхушками деревьев с неизменно развивающимся алым флагом. Используя, присущую нам, славянскую смекалку и находчивость, мы смогли сократить наше место в очереди и уже через пару минут протягивали билеты охраннику на входе во дворец. Сам дворец состоит из нескольких частей, которые отделены друг от друга системой ворот и переходов. Размеры же дворца таковы, что та огромная очередь людей растекается здесь по всем закоулкам, и ты оказываешь в шумном, но не очень многолюдном городе. Прежде всего, здесь привлекает внимание архитектура и система инженерных сооружений, которые обеспечивали и защиту и повседневную, и праздную жизнь хозяина дворца. Отдельное внимание заслуживает сокровищница -на обозрение выставлены уникальные ювелирные изделия и предметы из драгоценных камней и металлов. Это было единственное место, где была запрещена фотосъёмка по понятным причинам. Пройдя вглубь дворца, мы вышли на открытую террасу, с которой открывался чудесный вид на Босфор и азиатскую часть города. Полюбовавшись городским пейзажем, мы направились в арсенал -музей оружия и доспехов, собранный в разные времена правления султана. Инкрустированные драгоценными камнями мечи и сабли, арбалеты и луки, ружья и пистолеты, парадные мундиры и рыцарские доспехи, всё это сверкало и переливалось ярким светом, как будто только что, их вручили Хозяину заморские купцы и дипломаты... На этом, наша экскурсия подошла к концу, и мы направились к набережной, в надежде посетить один из рыбных ресторанчиков, которыми славится Стамбул.

Следующим утром я встал пораньше и направился к пристани, поснимать городскую жизнь. Движение  и потоки людей оживают к 7 утра и по традиции, перед работой, принято выпить стаканчик чая, прочесть новости в утренней газете, перекинуться парой фраз с разносчиком бубликов и торговцами, что на передвижных тачках везут нехитрую снедь: жареные каштаны, варёную кукурузу, устрицы, креветки и пр. Оказавшись в гуще событий, я не сразу обратил внимание на то, что хоть и количество и поток людей был немыслимым (в Стамбуле проживает около 15 млн. чел), я не ощущал бешеного ритма вечной спешки у людей, присущей таким городам, как Москва, Шанхай или Нью-Йорк. Вот это да... Казалось, никто никуда не спешит, нет давки и людей с немым взглядом и развёрнутой книгой вместо лица. Напротив, чуть ли не обязательное посещение чистильщика обуви минут так на 10, заставила бы рядового москвича биться в припадке... Я посмотрел на часы -без пяти минут семь, но уличные кафе уже открыты и первых посетителей потчуют чаем и пахлавой, улицы убраны, а разносчик газет деловито комментирует последние новости, но ведь у них тоже есть этот ритуал чаепития и натирки обуви. Как им удаётся..? Вот тебе ещё один контраст! В обед мы пошли на экскурсию в музей-мечеть Айя-София и Голубую  мечеть. Оба шедевра архитектуры находятся друг против друга близ станции метро Sultanahmet и разделены небольшой площадью с красивейшим фонтаном. Внешне схожие, но при этом такие разные, они оставят неизгладимое впечатление у любого, кто оказался поблизости к этим старым стенам и минаретам. Айя-София представляет музей, службы здесь не проводятся, напротив, в Голубой мечети, есть место, закрытое для обычных посетителей и где все мусульмане могут побыть наедине и пообщаться с Аллахом. Насчитывая 500 летную историю, поражаешься, как эти стены выдержали былые времена и удары стихий, ведь здесь активная сейсмическая зона, но мечети стоят, не покосился, ни один камень! И это было построено без компьютерных программ и сложной инженерной техники, сотнями светлых голов и десятками тысяч мозолистых рук. Подобное восхищение у меня вызывали каменные статуи Будды, высеченные в скале и варварски, взорванные талибами в Пакистане вначале 2000-х гг. То, что не сломила природа, безжалостно стер с лица земли человек. Грустно!  При выходе из мечети, нас встретил гид автобусного тура по ночному Стамбулу, и также настоятельно доброжелательно начал уговаривать нас купить тур и в любой день отправиться на ночную экскурсию. Это конечно был очень заманчиво, т.к. одна из остановок была на холмах, что окружает Стамбул, и можно было сделать потрясающие ночные снимки. Как назло, все эти дни стояла дымка и видимость были, не из лучших, так что после некоторого взаимного обмена комплиментами, мы пообещали вернуться к гиду, как только улучшится погода. Да, с погодой не прикажешь! Хоть я и настраивался на пейзажную съёмку, погода всё перекроила, и я с удовольствием переключился на street-фотографию и репортаж. Очень хорошо давались близкие планы, лёгкие и воздушные размытия при съёмке телеобъективом. 

На следующий день мы отправились на набережную Eminonu, где пересев на корабль, доплыли до района Kabatas, а от туда до площади Taksim. Это площадь и улица в одном лице, нечто между одесской Дерибасовской и киевским Крещатиком. Также многолюдно, шумно, правда без помпезных зданий и городского транспорта, за исключением старенького открытого трамвайчика, который ходит по узкоколейке, и как в старину, смельчаки и карманники впрыгивают в последнюю минут на подножку трамвая.  А где-то звучит живая музыка, например: дуэт скрипки и гитары, исполняющих старую еврейскую мелодию или волнительную "Bessame mucho..." На улице Taksim полно кафешек и ресторанчиков, магазинов одежды и антиквариата, сувенирных лавок и рыбных мини-рынков. Этот многонациональный и пёстрый котёл кипит и растекается по мелким улочкам, которыми изрезан весь район вдоль и поперёк. Но, нам пора. Обратно, мы дошли до подземного фуникулёра, или, как его тут называют "Старый трамвай" и доехали до конечно станции, а оттуда, на метро-трамвае до гостиницы. Вся поездка заняла не больше 20-ти минут. Проезжая по мосту Galata, возле башни, я заметил людей и вспышки фотоаппаратов на смотровой площадке и решил обязательно её посетить. Вечером оттуда должны быть изумительные виды. Набравшись впечатлений за эти дни и посетив Taksim, я еле дошел до гостиницы и проснулся только на следующий день. Ну, что же,  башня Galat никуда не убежит...

Этим утром выдалось хорошее небо, и тёплые майские лучи пробивали себе дорогу сквозь легкую дымку над ещё прохладными водами пролива. Позавтракав, я решил отправиться прямиком к знаменитому мосту через Босфор. Хорошо развитый морской транспорт быстро доставил меня до пристани Uskudar, что на азиатской части Стамбула. До моста можно было добраться автобусом №15в за 15 минут, но мы решили пойти вдоль набережной, то тут, то там, фиксируя утренние хлопоты приезжающих и уезжающих с пристани. Снова я был поражен аккуратностью и чистотой аллеек вдоль набережной, доступностью к воде, невероятным количеством детских  и спортивных площадок, беговыми и велосипедными дорожками. На некоторых скамейках ютились парочки, которые прижавшись, друг к другу, всматривались вдаль залива, наслаждаясь чудесным воздухом раннего солнечного утра. Кто-то также заботливо чистил обувь, кто сидел и ждал катер, кто-то читал свежую газету, а продавец бубликов, мастерски зазывал клиентов. Мы прошли около километра и берег начал повышаться. С морской стороны появились особнячки и виллы с видом на Босфор и мост, а с другой стороны небольшие 5-ти этажные дома с террасами, как в Симеизе или в Ялте. Что-то было очень знакомое в этих мотивах. На середине пути мы зашли в небольшую кафешку и, выпив по чашке чая, направились к мосту. Снова набережная поплелась, извиваясь лентой между солёными водами и могучими платанами, что раскинулись в парке. Не доходя до опоры моста около трёхсот метров, дорога круто повернула направо, а нам преградил маршрут высокий забор со шлагбаумом и военным в каске, выглядывающим из-за мешков с песком с винтовкой в руках. Оказывается, мы подошли к режимному военному объекту, плюс мост -стратегический объект, его охраняют, всё-таки террористические атаки в Стамбуле не редкость... Выйдя на "пятачок" на набережной, мы сделали несколько снимков и прошли вдоль шлагбаума, увешанные фотоаппаратами. Рядом на заборе то и дело попадались красные таблички на турецком и английском языках о том, что пересечение объекта запрещено, стреляют без предупреждения и характерные изображения. Ещё были знаки, из которых становилось ясно, что за забором служебные собаки, так же несут свою службу по охране очень важного объекта. На столбах гирляндами висели камеры, и как-то было немного не по себе, до остановки нужно было пройти минут 5 вдоль таких красноречивых предупреждений. Но всё обошлось, мы дошли до остановки и через пару минут возвращались на пристань уже на автобусе. Кстати, не зная местных правил проезда, мы протягивали водителю 10 лир, а тот махал головой, отказываясь брать деньги, улыбался и великодушно остановил нам автобус на пристани. Пробормотав в благодарность: "Thank you, thank you!", мы направились в кассы за билетом на катер. Вот такая история знакомства со знаменитым мостом. 

Новый день выдался таким же тёплым, как предыдущий и мы отправились в главную Мекку шопоголиков -Grand Bazaar. Под старинными каменными сводами раскинулись тысячи палаток с сувенирами и антикварными изделиями, одеждой и обувью, часами и ювелирными украшениями. Иногда, из ниоткуда появлялись дельцы, настойчиво предлагая купить настоящие Rolex или Breitling за смешные 40 евро, потому что я им понравился, и лично мне, делают очень хорошую скидку... Толпы людей и зевак; сотни мобильных телефонов трескочущих то тут, то там; разносчики чая и менялы -всё это протекало по улицам Базара, оттаптывало ноги, и исчезало за новой лавкой с товарами. Рядом с Grand Bazaar'ом находится красивый парк Стамбульского Университета, а в пару кварталов от него -ещё один шедевр древних зодчих -Акведук. Это грандиозное сооружение, именуемое -Цистерны, представляет собой подземное хранилище для воды. Под землёй, в скальной породе выдолблены каменные бассейны для воды, которой питался древний город. Так же, вода в этих хранилищах являлась стратегическим запасом. Над бассейнами, от пола до потолка вздымаются сотни каменных колонн, причудливо отражаясь в воде. Масштабность и сложность строительства подобного объекта по праву может считаться гением инженерного искусства средневековья. После обеда мы отправились гулять по набережной Eminonu и ближе к вечеру направились к башне Galata. За эти несколько дней в Стамбуле, мы привыкли к чистоте улиц и формальному отдыху в кафешках и ресторанах. Каково же было наше удивление, когда мы поднялись к башне и увидели настоящую молодёжную тусовку с гитарами, пивом и сидением возле старых стен. Вот так контраст! Миролюбивые настроения отдыхающих, какое-то умиротворение и незнакомые мелодии, настроили нас на романтический лад и почему-то, вспомнился фестиваль в Вудстоке. Но не обошлось и без ложки дёгтя. Пока мы бегали и снимали молодёжь, посещение башни было закрыто, и охранник не пустил нас, как мы его не упрашивали! За то, после вопроса о том, где можно найти место с аналогичным видом с башни, охранник учтиво объяснил нам, как пройти к известному кафе Konak, что расположено на крыше соседнего здания. Туда мы и направились. Обычный жилой дом, парадная. Поднимаемся по ступенькам и упираемся в дверь. Оказывается это вход в лифт. Вот это да! Нажимаем кнопку последнего этажа, ещё несколько ступенек и мы на террасе кафе. Здесь многолюдно, снуют официанты, люди позируют перед камерами на фоне вечернего города. Мы подошли к едва освободившемуся месту на смотровой площадке, и глазам представилась изумительная панорама Стамбула с восходящей луной над Босфором. Уже зажглись огни и в вечерних сумерках, увиденные нами ранее мечети и дворцы, показали себя в иной красе. Через несколько минут небо стало иссиня-черным, подул легкий ветер, и мы присев в кресла, наслаждались долгожданными видами, попивая фирменный кофе Konak: смесь натурального кофе с миндальным соусом и ванильным печением. Поистине, незабываемые впечатления! Мы обсудили прошедший день и решили завтра предпринять вылазку на острова Princes, что в часе езды на катере от Стамбула.

Встав рано утром и отправившись по известному маршруту на пристань Eminonu, мы наблюдали привычную картину: всё так же народ толпился у причала; разносчики бубликов и газет сновали то тут, то там; таксисты зазывали гудками вновь прибывших пассажиров, а по мосту, слегка покачиваясь и трезвоня в гудок, выползал трамвай метро. От пристани Kabatas, каждый час отправляются пароходики на острова. Всего 9 островов, но катер останавливаются на двух. Кстати, по-турецки, эти острова называются Adalar, не правда ли, как две скалы возле Артека в Крыму? Всё-таки, по историческим меркам, мы одна большая семья... Через час мы причалили к первому острову, где сменив пассажиров, направились к острову Burgas. Уникальность острова в том, что, не смотря на большую численность населения, на острове нет автомобилей! Передвижение только на велосипедах и конных повозках. Даже у полицейских -электромобили! Пройдя по набережной и повернув вглубь кварталов, мы изумились огромному количеству деревянных домов, обшитых рейками. Окна были закрыты деревянными ставнями-жалюзи. Одни были совсем старые и заброшенные, другие, напротив, выглядели белоснежными айсбергами на фоне голубого неба. Где только можно, на домах были выставлены горшки с распустившимися цветами. Такое впечатление, что только что закончились съёмки фильма-вестерна и не успели собрать декорации. Был отличный свет, и мы предались наслаждению съёмки столь редких экспонатов. Время пролетело незаметно, и я заспешил на пристань. Отчалив от берега, мы направились назад в Стамбул. Через некоторое время, за кораблём увязалась целая стая чаек, что резво бросались в волны, подхватывая рыбёшку, оглушенную винтами судна. Белоснежные птицы парили над водами на фоне города, растворённого в туманной дымке. Синее небо, солнечные зайчики на волнах, и вдруг, показались спины дельфинов! Эти проворные ребята тоже не прочь полакомится! С каждой минутой, город становился всё ближе и ближе, вот уже показался порт и маяк, стали отчётливей видны минареты мечетей. Я закрыл глаза и откинулся на спинку кресла. Легкое покачивание судна, мерный рокот двигателей и крики чаек, переплелись в оригинальную мелодию, которая звучала до самого причала.
Сегодня последний день,  и на закуску, мы оставили посещение очень красивого дворца Dolmabahche. Этот дворец, расположенный недалеко от пристани Kabatas, виден из любой точки, если вы пересекаете Босфор. Построенный в стиле позднего Рококо, он раскинулся на берегах пролива, привлекая многочисленных туристов изумительной архитектурой, фонтанами и ландшафтами. Что-то очень похожее на Петергоф. Погуляв по террасам дворца, я представил себе какое величие он представлял, в свое время.

Вот и подошла наша поездка к концу! За эти несколько дней мы повидали и прикоснулись к уникальным шедеврам архитектуры и культурному наследию Турецкой республики. Мировое значение многих из них бесспорно и вызывает восторг, как теми, кто создавал их сотни лет назад, так и теми, кто сохранил, и дал возможность открыть для себя новые страницы мировой истории. Лучшее время для посещения Стамбула с мая по октябрь, за исключением июля, когда здесь очень жарко. Осенью поток туристов ослабевает и, если Вы любите тихие сонные улочки, шуршание листьев под ногами и неторопливое течение времени, добро пожаловать в Стамбул! А контрасты найдёте сами...

© Сергей Онышко




  • 1
вот посмотри, чувак тоже фотки Стамбульские выложил. Этого года. Есть классные. http://prophotos-ru.livejournal.com/1370504.html#cutid1

  • 1
?

Log in

No account? Create an account